Обзор обращений граждан в ФТС России за 2008 год

DOCPDFПечатьE-mail

За отчетный период отделом организации работы с гражданами (Приемной ФТС России) (далее – Приемная ФТС России) проведена работа по следующим направлениям:

- регистрация, направление и контроль исполнения письменных обращений граждан в центральном аппарате ФТС России;

- организация личного приема граждан;

- анализ работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской Федерации;

- телефонная справочная информация.

Работа Приемной ФТС России осуществлялась в соответствии с рекомендациями Администрации Президента Российской Федерации, распорядительными документами Аппарата Правительства Российской Федерации, ведомственными правовыми актами.

За истекший год в центральный аппарат ФТС России поступило 2098  письменных обращений, что на 23% больше, чем в 2007 году.   Увеличение количества письменных обращений связано,  на   наш взгляд, с необходимостью получения населением более полной информации по таможенным вопросам, а также изданием новых нормативных правовых актов в области таможенного дела. 

Письменных обращений поступило:

- от граждан России – 1969  (2007 г. – 1482);

- от иностранных граждан – 129 (2007 г. – 132).

Принято на исполнение по таможенным вопросам из:

- Администрации Президента Российской Федерации – 493  (2007 г. – 340);

- Аппарата Правительства Российской Федерации – 112 (2007 г. – 103);

- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 3            (2007 г. – 7);  

- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – 10   (2007 г. – 10);

Из общего количества обращений:

- заявлений – 1677;

- повторных заявлений – 150;

- жалоб – 231.

Наибольшее количество рассмотренных обращений приходилось на Главное управление организации таможенного контроля – 22,4% (471 обращение), Управление государственной службы и кадров – 16,2% (340 обращений), Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования – 15,7% (330 обращений), Управление собственной безопасности – 10,4% (218 обращений), Правовое управление – 8,7% (183 обращения).

По результатам исполнения письменных обращений (с учетом поступивших в конце 2007 года) положительных решений принято 241, отказано на основании действующего таможенного законодательства в 304 случаях, даны разъяснения 1658 заявителям, 366 обращений направлены в региональные таможенные управления и другие государственные органы по принадлежности, принято 52 информационных письма не требующих ответа.

Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане, а именно:

- разъяснение таможенных правил при ввозе автотранспортных средств и получении международных почтовых отправлений;

- правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили;

- выдача справок о подтверждении стажа работы и заработной плате; 

- жалобы на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;

- улучшение жилищных условий;

- начисление и перерасчет пенсий.  

Отмечены новые темы обращений граждан в 2008 году: 

- заявления граждан в связи с трудностями в таможенном оформлении автотранспортных средств во Владивостокской таможне;

- обращения граждан, проходящих воинскую службу или работающих по контракту на космодроме «Байконур», по вопросу применения залога при временном ввозе на территорию Российской Федерации автотранспортных средств;

- обращения граждан по срокам оформления международных почтовых отправлений;

- обращения граждан в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2008 № 745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств»;

-    обращения граждан по вопросу повышения таможенных пошлин на иномарки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 943 «О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

По указанным обращениям структурными подразделениями ФТС России даны необходимые разъяснения.

Одновременно необходимо выделить основные причины обращений  граждан  непосредственно  в  ФТС России, это:

- разрешение вопросов, затронутых гражданами, выходит за рамки действующего таможенного законодательства и поэтому  не может быть решено   таможенными   органами   на   местах   (в  основном это касается предоставления   льгот   по   уплате     таможенных пошлин   и   налогов в индивидуальном порядке);

- отдельные случаи формального  отношения  в  ряде таможенных  органов  к  запросам граждан, что порождает обращения в вышестоящую инстанцию.

Категория лиц, письменно и лично обратившихся в ФТС России остается неизменной — в большей степени это граждане, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР, индивидуально-частные предприниматели и граждане, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу в личных целях.

В 2008 году по социальным вопросам в ФТС России обратились 50 человек, что на 61 обращение меньше, чем в 2007 году. В основном это обращения об улучшении жилищных условий, о выделении денежных средств на приобретение жилья, о выплате единовременных пособий при увольнении, о медицинском обслуживании, о выделении санаторно-курортных путевок и другие.

Руководству ФТС России в 2008 году доложено 948 обращений граждан, что больше на 230 обращений (32%) чем в 2007 году.

В 2008 году на личный прием в ФТС России обратилось 860 граждан, что на 24 (2,7%) обращения меньше чем в 2007 году.  

По окончании личного приема 224 письменных обращений направлены в структурные подразделения ФТС России для рассмотрения и принятия по ним решения.

В основном вопросы, поставленные гражданами на личном приеме, касались:

- разъяснения таможенных правил;

- таможенного оформления личного автотранспорта, включая вопросы временного ввоза/вывоза, уплаты таможенных платежей в виде внесения денежных средств  на депозит таможенных органов, освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов,  подтверждения экологического класса ввезенных  автотранспортных средств сертификатом соответствия;

- перемещения через таможенную границу иностранной (в основном) и российской наличной и безналичной валюты;

- ввоза и вывоза культурных ценностей, предметов старины, орденов, медалей; 

- кадровых вопросов;

- жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов; 

- принятия предварительного классификационного решения на различные виды товаров;  

- улучшения социального обеспечения.

В 2008 году осуществлялась работа по организации личного приема граждан руководством ФТС России и руководителями структурных подразделений ФТС России. В соответствии с ежеквартально утверждаемым руководителем ФТС России графиком приема граждан в отчетном году было организовано:

- два личных приема руководителем ФТС России А.Ю.Бельяниновым;

- тринадцать личных приемов должностных лиц таможенных органов и граждан первым заместителем руководителя ФТС России В.М.Малининым,  заместителями  руководителя ФТС России И.А.Завражновым и С.О.Шохиным;

- семь личных приемов руководством структурных подразделений ФТС России.  

В ходе личного приема рассматривались кадровые вопросы, вопросы улучшения жилищных условий, разъяснялись  положения таможенного законодательства. 

С учетом необходимости и для оперативного решения возникающих у граждан вопросов прием осуществляется по возможности безотлагательно, вне графика.  

В 2008 году по различным вопросам общего характера и вопросам таможенного законодательства от физических и юридических лиц поступило 8199 обращений в телефонную справочную Приемной ФТС России.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан и реализации прав граждан на обращение, Приемной ФТС России продолжается работа по поддержанию в актуальном состоянии на официальном сайте ФТС России раздела, посвященного обращениям граждан. В данном разделе  размещаются обзоры обращений граждан, адреса и телефоны подразделений таможенных органов, занимающиеся работой с обращениями, порядок работы с обращениями, ответы на вопросы граждан, поступивших на имя Президента Российской Федерации в ходе «прямых линий». Также в разделе «Приемная ФТС России» организован прием электронных обращений. В 2008 году Приемной ФТС России зарегистрировано и направлено в структурные подразделения ФТС России для рассмотрения 262 электронных обращения.

В октябре 2008 года  должностные лица ФТС России и региональных таможенных управлений приняли участие  в работе Всероссийского совещания по вопросам совершенствования организации рассмотрения обращений граждан, проведенного Управлением Президента Российской Федерации  по работе с обращениями граждан.

За отчетный период таможенными органами Российской Федерации зарегистрировано 7694 письменных обращения граждан.

Наибольшее количество письменных обращений приходится на регионы деятельности Северо-Западного – 1474, Центрального – 1320, Приволжского – 1030, Сибирского – 922 таможенных управлений.  

Основной причиной обращения граждан в таможенные органы является недостаточная осведомленность в вопросах действующего таможенного законодательства, особенно в вопросах, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В соответствии со статьями 24, 25  Таможенного кодекса Российской Федерации во всех таможенных органах правовыми подразделениями проводятся бесплатные консультации и информирование населения по вопросам таможенного дела. На информационных стендах размещаются графики личного приема граждан руководством таможен и региональных таможенных управлений, порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов, действующие нормативные правовые документы и другая необходимая информация для граждан и участников внешнеэкономической деятельности.

Заслуживает внимания работа ряда региональных таможенных органов (Приволжского, Уральского и Сибирского таможенных управлений) по разъяснению деятельности таможенных органов. В целях информирования населения использовались различные формы взаимодействия со средствами массовой информации:

- информирование населения с помощью теле- и радиоканалов;

- регулярная организация и проведение пресс-конференций;

- публикация материалов в региональной печати;

- размещение информационных сообщений в сети Интернет. 

© 2004—2017, Приёмная ФТС России.